Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 17.06.2025, 23:14

Сайт учителя начальных классов Пащенко Лилии Анатольевны

Меню сайта
Категории раздела
1 класс [2]
2 класс [2]
3 класс [3]
4 класс [2]
Начальные классы [1]
Общее
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » 3 класс

Исследовательская работа Наша память
[ Скачать с сервера (504.0 Kb) ] 11.03.2015, 00:47

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 30 имени Н. Н. Колокольцова»

 

XII школьная научно-практическая конференция учащихся

«Интеллект будущего 2014»

 

Наша память

 

                                                                                         Авторы-составители:

                                                                                         Яхимович Анастасия,

                                                                                         Кузьмина Софья,

                                                                                          Разова Светлана,

Бондаренко Юлия,

Садилова Алина  

                                                                                          учащиеся 3 б класса

                                                                                          Руководитель

                                                                                          Пащенко

                                                                                          Лилия Анатольевна,

                                                                                           учитель

                                                                                           начальных    классов

.

Калтанский ГО

2014

Содержание

Введение

 I. Что такое память?

II Типы памяти

III. Наши исследования

IV. Советы как лучше запомнить

Заключение

Библиографический   список

Приложение 1  Методика "Определение типа памяти

Приложение 2 Типы памяти учащихся 3-б класса

Приложение 3 Упражнения для развития памяти

 

Введение

Вот уже три года мы ходим в школу. За это время мы многому научились  и поняли, что  именно память позволяет человеку учиться. Запоминая, мы получаем  новые знания и учимся их применять. Но почему одну информацию люди помнят долгие годы, а другую  забывают очень быстро? Некоторые ученики запоминают всё на уроках, а другие ещё долго учат дома? Нам захотелось узнать: что такое память человека и как можно улучшить  память, чтобы быстрее запоминать?

Эти вопросы отражают актуальность нашего исследования.

Гипотеза: мы думаем, что человеческая память индивидуальна и  можно улучшить свою память при помощи систематических упражнений.

Целями нашего исследования являются ответы на вопросы: Как развита память у ребят нашего класса? Какие способы тренировки памяти существуют?

Задачи, которые мы ставим в своём исследовании можно обозначить следующим образом:

  1. Найти в разных источниках, включая интернет,  нужную информацию;
  2. Узнать как развита память у школьников нашего класса ;
  3. Выполнить упражнения по развитию памяти и определить изменения в развитии памяти.

 

Таким образом, объектом исследования данной работы является память школьников младших классов  и способы её развития .

Что такое память?

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и  многократно использовать информацию в  последующей деятельности. Известно, что для нахождения воспоминаний работа мозга является главной. Только мозг позволяет их классифицировать, хранить в памяти и находить.  Без памяти невозможно накопление и сохранение опыта человека, его нормальной жизни в обществе. Психолог С.Л.Рубинштейн как-то сказал: «Без памяти мы были бы существами на мгновение. Наше прошлое было бы мертво для нашего будущего, а настоящее… безвозвратно исчезало бы в прошлом» .[4]

     Умение надёжно хранить информацию - одна из удивительных способностей человеческого мозга. Память нам нужна, чтобы учиться, говорить, ходить, думать, узнавать предметы окружающего мира.

      Существуют разные классификации типов памяти.

По длительности хранения информации:

а) кратковременная

б) долговременная

По степени активности человека в процессе запоминания:

а) непроизвольная

б) произвольная

 По характеру психической деятельности:

 двигательную,

 эмоциональную ,

 словестно-логическую.

 образную.

Мы использовали в своих исследованиях последнюю классификацию.

 Типы памяти по характеру психической деятельности:

1)      Двигательная память — запоминание и сохранение, а при необходимости воспроизведение многообразных сложных движений. Эта память активно участвует в развитии двигательных (трудовых, спортивных) умений и навыков. Все ручные движения человека связаны с этим видом памяти: письмо, исполнение музыкальных произведений, бросок мяча в кольцо.

Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима для нормального развития ребенка.

2)      Эмоциональная память — память на переживания, чувства. Особенно этот вид памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то, что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на длительный срок. Приятные события более прочно откладываются в памяти, чем неприятные.

3)      Словесно-логическая память -  это разновидность запоминания, когда большую роль в процессе запоминания играет слово, мысль, логика.

В данном случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить терминологию, установить все смысловые связи в тексте, и только после этого запомнить материал. Людям с развитой словестно-логической памятью легче запоминать словесный, абстрактный материал, понятия, формулы. Этим типом памяти, в сочетании со слуховой, обладают ученые, опытные лекторы, преподаватели вузов и т.д. Логическая память при ее тренировке дает очень хорошие результаты, и гораздо более эффективна, чем просто механическое запоминание. Развивается с обучением ребенка основам наук. Словесно-логической памяти принадлежит основная роль в усвоении знаний детьми в процессе обучения.

4)      Образная память - связана с запоминанием и воспроизведением  образов предметов и явлений, их свойств, отношений между ними. Образная память может быть зрительной. слуховой, обонятельной, осязательной и вкусовой. У  большинства людей лучше развита зрительная память.

·         Зрительная память — связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть» информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств. Она очень важна для людей некоторых профессий: художников, инженеров, композиторов.

·         Слуховая память -  это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки. Такая память особенно необходима при изучении иностранных языков, музыкантам.

·         Осязательная, обонятельная и вкусовая память — это пример памяти,  которая не играет существенной роли в жизни человека. Они развиваются особенно остро только у людей определенных профессий.

      У людей разные функции памяти развиты неодинаково. В зависимости от индивидуальных особенностей в человеке может больше проявляться зрительная, слуховая, двигательная или эмоциональная память. Одному, чтобы запомнить, нужно прочесть материал, у другого больше развито слуховое восприятие, третьему нужны зрительные образы. Известно что «чистые» виды памяти встречаются редко, в жизни чаще всего различные типы памяти смешиваются: зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память являются наиболее типичными. У большинства людей ведущей является зрительная память.

 

 

 

 

 

 

 

Наши исследования

   Мы решили узнать, а как развита память у ребят нашего класса. Было проведено мини-исследование слухового , зрительного и смешанного типов, смысловой и механической памяти .

   Для того, чтобы это проверить, мы обратились за консультацией к нашему психологу Морозовой Марии Викторовне. Она подготовила несколько заданий. В них использовались четыре ряда слов, для запоминания на слух, при зрительном восприятии, при моторно-слуховом восприятии, при комбинированном восприятии и пары слов для исследования смысловой и механической памяти .

  Мы провели ряд экспериментов в своём классе. Изучив полученные результаты, мы пришли к выводу, что лучше развиты два вида памяти: зрительная и комбинированная память.

 

   Несколько раз в неделю мы выполняли специально подобранные задания для развития различных видов памяти. Через шесть недель были проведены повторные исследования, которые показали значительные улучшения в развитии слуховой  и смысловой памяти, небольшие  -  других типов.

 

Советы как лучше запомнить

   У каждого человека эти виды памяти развиты по-разному. Одни лучше запоминают зрительные образы, другие - звуки, третьи - движения . Поэтому, чтобы хорошо запомнить что-либо надо использовать не один, а сразу несколько видов памяти. Например, внимательно смотреть и слушать, записывать или зарисовывать увиденное и услышанное, повторять то, что надо запомнить. Когда мы хорошо запоминаем что-то, это значит, что мы применили эффективные приемы запоминания. [6]

    Каждый человек, может усовершенствовать свою память разнообразными приемами запоминания. При этом стоит всегда помнить о законах, которым подчиняются разные виды памяти. Например, закон интереса - интересное запоминается легче. Закон края - лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце. Поэтому повторите самое главное, например, правило, когда сделали все домашние задания.

   Память - это функция мозга. Память нужно тренировать, как тренируют мышцы. Чем больше память работает, тем она лучше; чем больше данных у вас в памяти, тем проще запомнить другие. Как обеспечить мозгу наилучшие условия работы?

Соблюдайте правила гигиены вашего мозга: [5]

  1. Давайте больше кислорода крови, гуляйте на свежем воздухе.
  2. Хорошо высыпайтесь (9-10часов)
  3. Не курите.
  4. Правильно питайтесь.

    Больше употребляйте фосфорсодержащие продукты. К ним относятся все морепродукты — рыба, креветки, морская капуста, морские водоросли. Много фосфора в гречихе, недробленом овсе, проросшей пшенице и ржи, неочищенном рисе. Достаточное количество фосфора содержат орехи — фундук, миндаль, кедровые орешки. Есть он в семечках тыквы и подсолнечника, семенах кунжута и льна.

     Второе вещество, жизненно необходимое для питания клеток мозга, — глюкоза. Глюкозу лучше получать не из простого сахара, а из сложных углеводов, содержащихся в овощах и фруктах: сладких яблок, винограда, груш, аб­рикосов, персиков, бананов, апельсинов, мандаринов. Все сладкие фрукты хорошо сочетаются с орехами и кашами из цельного зерна.

Отлично улучшают и помогают развить память продукты с высоким содержанием йода —морская капуста, морская и йодированная соль.

Три главных условия запоминания:

    Если вы хотите запомнить, необходимо обратить достаточное внимание на человека, событие , информацию, т. е. сосредоточиться. Нужен реальный интерес к человеку или событию, которое необходимо запечатлеть.  Чем сильнее впечатление, тем лучше запоминается. Можно специально усилить  впечатление.

    Чтобы иметь хорошую память, необходимо сознательно закреплять ваше внимание и учиться не быть рассеянным.

    Создавайте ассоциации, это настоящий секрет хорошей памяти. Вильям Джеймс писал: "Искусство хорошей памяти - это искусство сотворения многочисленных и разнообразных связей с любыми сведениями, которые мы хотим запомнить…"

    Чтобы запомнить что-либо, надо связать это с каким-нибудь фактом, хранящимся уже в памяти. Цифры запоминаются в связи с памятными датами (днями рождения, номерами квартир, домов). Имена и отчества соотносятся с именами всем известных писателей, политиков или именами своих родственников.

   Можно использовать и нелогичные ассоциации, они вам хорошо послужат.

Например, вам необходимо обязательно дорисовать рисунок. Представите себе как папа сидит и рисует на огромном листе. Вечером, когда он придёт с работы,  вы посмотрите на него и сразу вспомните о рисунке.

   Сильный фактор запоминания - это повторение. Оно позволит вам, запомнить вещи, к которым вы не проявляете никакого интереса и с которыми у вас нет никаких ассоциаций. Повторите все, что вы только что узнали, сделайте это через некоторые промежутки времени. Не пытайтесь все запомнить за один раз, возвращайтесь к заданию многократно. Если хотите удержать в памяти названия городов, фамилии, термины , повторяйте в уме много раз, одновременно пытайтесь найти ассоциации.

Психологи выяснили, что если перечитывать текст 6 раз подряд, запоминается намного меньше, чем если прочитать его с промежутком в 5-10 минут.

Чтобы выучить стихотворение, нужно отдельно и вдумчиво перечитывать его в течение нескольких дней, а не зубрить целый вечер накануне поставленного учителем срока.

 

Заключение

В ходе изучения информации и проведения исследования , мы пришли к выводу, что человеческая память, действительно, уникальна. У каждого из нас разные типы памяти развиты различно. Память является функцией мозга, а значит, может быть развита и поддается тренировке. Следовательно, наша гипотеза, что каждый человек может улучшить свою память при помощи систематических упражнений, верна. Но мы на этом не останавливаемся. Продолжим выполнять упражнения по развитию памяти. Будем стремиться к совершенству.

 

Список литературы

 

  1. Эллиот Д., Кинг А. Детская энциклопедия[Текст]/ Д.Эллиот, А. Кинг. -М.: издательский Дом «Росмэн», 1994
  2. Самусев Р.П., Селин Ю.М. Анатомия человека [Текст]/ Р.П. Самусев, Ю.М. Селин -М.: Издательство «ОНИКС 21 век», 2004 .
  3. Матюгин И., Чакаберия Е. Зрительная память[Текст]/ И. Матюгин, Е. Чакаберия -М.: Эйдос, 1992.
  4. http://www.sevpsiport.com Кривонос Г.А. Память : виды и процессы
  5. http://nkozlov.ru/library/samorazvit/ Козлов Н. И. 126 Эффективных упражнений по развитию Вашей памяти
  6. http://iqmindbrainlibrary.com  Хорошая ли у Вас память? Советы по улучшению.
  7. http://adalin.mospsy.ru  Упражнения для развития памяти
    http://ru.wikipedia.org/wiki/Память
  8. http://gomer.info Александр Каменский, доктор биологических наук/ Что такое память человека? Как улучшить и развить память?
Категория: 3 класс | Добавил: lilija
Просмотров: 4857 | Загрузок: 138 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Пащенко Л.А. © 2025