Приложение 1
1.Методика "Определение типа памяти"
Цель: определение преобладающего типа памяти.
Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.
Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.
Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.
Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.
Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.
Порядок исследования. Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.
Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.
Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.
Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.
Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = а - 10 ,где а - количество правильно воспроизведенных слов.
Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.
2. Методика "Изучение логической и механической памяти"
Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.
Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.
Первый ряд:
|
Второй ряд:
|
- кукла – играть
- курица – яйцо
- ножницы – резать
- лошадь – сани
- книга – учитель
- бабочка – муха
- снег – зима
- лампа – вечер
- щетка – зубы
- корова – молоко
|
- жук – кресло
- компас – клей
- колокольчик – стрела
- синица – сестра
- лейка – трамвай
- ботинки – самовар
- спичка – графин
- шляпа – пчела
- рыба – пожар
- пила – яичница
|
Порядок исследования. Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой - пять секунд).
После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда.
Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.
Обработка и анализ результатов. Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.
Объем смысловой и механической памяти
Объем смысловой памяти
|
Объем механической памяти
|
Количество слов первого ряда (А)
|
Количество запомнив-
шихся слов (В)
|
Коэффициент смысловой памяти C=B/A
|
Количество слов второго ряда (А)
|
Количество запомнив-
шихся слов (В)
|
Коэффициент механической памяти C=B/A
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 2
Типы памяти учащихся 3-б класса
№ п/п
|
Ф.И.О. учащегося
|
Слуховая
|
Зрительная
|
Моторно-слуховая
|
Комбинированная
|
Слуховая
|
Зрительная
|
Моторно-слуховая
|
Комбинированная
|
1
|
Акулов Андрей
|
6
|
7
|
5
|
5
|
10
|
9
|
5
|
10
|
2
|
Анакин Иван
|
3
|
4
|
2
|
4
|
5
|
4
|
4
|
4
|
3
|
Басалыгин Кирилл
|
4
|
7
|
4
|
5
|
8
|
7
|
5
|
10
|
4
|
Батура Анна
|
5
|
6
|
6
|
8
|
9
|
9
|
5
|
7
|
5
|
Бондаренко Юлия
|
3
|
4
|
5
|
7
|
8
|
6
|
5
|
6
|
6
|
Егоркин Максим
|
5
|
8
|
8
|
6
|
10
|
8
|
7
|
7
|
7
|
Замостян Кирилл
|
7
|
7
|
5
|
7
|
8
|
4
|
5
|
6
|
8
|
Иванов Александр
|
5
|
9
|
8
|
9
|
9
|
7
|
3
|
7
|
9
|
Карданов Данил
|
8
|
8
|
6
|
8
|
10
|
8
|
5
|
8
|
10
|
Кузьмина Софья
|
5
|
2
|
7
|
9
|
9
|
8
|
6
|
8
|
11
|
Лебедев Лаврентий
|
4
|
6
|
5
|
5
|
4
|
7
|
3
|
5
|
12
|
Лунина Марина
|
6
|
8
|
7
|
6
|
9
|
7
|
7
|
6
|
13
|
Павлов Никита
|
5
|
7
|
5
|
6
|
6
|
8
|
5
|
6
|
14
|
Разова Светлана
|
6
|
7
|
9
|
9
|
10
|
9
|
8
|
8
|
15
|
Сабурова Юлия
|
8
|
7
|
6
|
7
|
10
|
8
|
7
|
9
|
16
|
Садилова Алина
|
5
|
9
|
5
|
8
|
9
|
7
|
7
|
6
|
17
|
Сальникова Татьяна
|
5
|
6
|
5
|
7
|
9
|
5
|
5
|
5
|
18
|
Фотин Кирилл
|
6
|
8
|
7
|
9
|
9
|
8
|
7
|
7
|
19
|
Швецов Александр
|
6
|
8
|
7
|
7
|
7
|
9
|
7
|
7
|
20
|
Яхимович Анастасия
|
8
|
6
|
7
|
10
|
10
|
7
|
6
|
8
|
|
|
5
|
6,7
|
6
|
7
|
8,45
|
7,25
|
6,4
|
7,2
|
Объем смысловой памяти. Объем механической памяти
Количество слов первого ряда (А)
Количество запомнившихся слов (В)
№ п/п
|
Ф.И.О. учащегося
|
Коэффициент смысловой памяти C=B/A
|
Коэффициент смысловой-2 памяти C=B/A
|
Коэффициент механической памяти C=B/A
|
Коэффициент механической-2 памяти C=B/A
|
1
|
Акулов Андрей
|
0,8
|
1
|
0,7
|
0,7
|
2
|
Анакин Иван
|
0
|
0,6
|
0
|
0,5
|
3
|
Басалыгин Кирилл
|
0,6
|
1
|
0,3
|
0,6
|
4
|
Батура Анна
|
0,9
|
0,8
|
0,6
|
0, 7
|
5
|
Бондаренко Юлия
|
0,2
|
0,9
|
0,3
|
0,6
|
6
|
Егоркин Максим
|
0,8
|
1
|
0, 7
|
0, 8
|
7
|
Замостян Кирилл
|
0,7
|
1
|
0,3
|
0,3
|
8
|
Иванов Александр
|
0,7
|
0,9
|
0,7
|
0,8
|
9
|
Карданов Данил
|
0,6
|
1
|
0,5
|
0,6
|
10
|
Кузьмина Софья
|
0,7
|
1
|
0,6
|
0,4
|
11
|
Лебедев Лаврентий
|
0,4
|
0,7
|
0,4
|
0,6
|
12
|
Лунина Марина
|
0,8
|
1
|
0,4
|
0,8
|
13
|
Павлов Никита
|
0,6
|
1
|
0,6
|
1
|
14
|
Разова Светлана
|
0,8
|
1
|
0,8
|
0,6
|
15
|
Сабурова Юлия
|
0,6
|
0,9
|
0,4
|
0,8
|
16
|
Садилова Алина
|
0,6
|
1
|
0,7
|
1
|
17
|
Сальникова Татьяна
|
0,6
|
1
|
0,5
|
0,5
|
18
|
Фотин Кирилл
|
0,6
|
1
|
0,4
|
0,6
|
19
|
Швецов Александр
|
0,6
|
0,7
|
0,4
|
0,5
|
20
|
Яхимович Анастасия
|
0,8
|
1
|
0,8
|
0,7
|
|
|
0,6
|
0,9
|
0,5
|
0,7
|
Приложение 3
Упражнения для развития памяти[7]
Группа №1: Упражнения на развитие способности к воссозданию мысленных образов (визуализацию понятий).
Упражнение №1 "Мысленные образы, отвечающие понятиям прямо или косвенно".
Упражнение проводится в два этапа. Т.к. детям в этом возрасте сложно удерживать мысленный образ достаточно долго без подкрепления, то на 1-м этапе необходимо использовать графическое изображение понятия. Взрослый говорит ребятишкам: "Попробуйте к каждому из названных мной слов сделать какой-либо рисунок". Зрительный образ, прямо отвечающий понятию, возникает легко, почти автоматически, тогда как в случае косвенного соответствия нужны усилия воображения.
Примерный перечень возможных серий:
Серия № 1
Грузовик Умная кошка
Гнев Мальчик-трус
Веселая игра Капризный ребенок
Дерево Хорошая погода
Наказание Интересная сказка
Серия № 2
Веселый праздник Радость
Темный лес Болезнь
Отчаяние Быстрый человек
Смелость Печаль
Глухая старуха Теплый ветер
Серия № 3
Сомнение Зависть
Сила воли День
Успех Страх
Скорость Сильный характер
Справедливость Хороший товарищ
2-й этап - представление слов или фраз в уме, без фиксации на бумаге.
Упражнение №2 (усложненный вариант предыдущего задания).
Берутся 200-300 спичек. Вы диктуете детям слова, а их задача - выкладывать из спичек образ, который эти слова у них вызывают. (Например, трактор может вызвать образ ломаной линии от звука "р-р-р".) Спички можно класть в любом положении, ломать. Слова диктуются с паузой в 1 мин. После того, как закончили диктовать слова, дети должны по составленным ими "образам-спичкам" воспроизвести слова. По мере тренированности повышается скорость и увеличивается количество слов.
Теперь, когда дети научились создавать зрительные образы, облекая их в конкретную форму, обратитесь к другой стороне процесса запоминания - осознанному восприятию. Научить детей концентрировать внимание на запоминаемом объекте поможет вам привлечение к его исследованию чувств как стимуляции деятельности мозга.
Группа №2: Упражнения, направленные на развитие осознанного восприятия и концентрацию внимания.
Упражнение №3. "Осознание визуального материала".
Для этого упражнения потребуются листок бумаги, карандаши и секундомер. На рисунке, приведенном ниже, представлены 12 изображений. Детям предлагается рассмотреть рисунки первой строки, закрыв остальные листом бумаги, чтобы они не отвлекали внимание. Спустя 30 сек попросите их закрыть целиком всю страницу и нарисовать по памяти предметы первой строки. Затем предложите им сравнить, насколько их рисунки соответствуют рисункам образца. Далее перейдите к следующей строке. С двумя последними строками поработайте одновременно.

Каждую из них они должны рассматривать в течение минуты, закрывая при этом остальные, чтобы не отвлекать внимание. Затем попросите ребят мысленно представить себе эти фигуры во всех деталях и по памяти начертить каждую на бумаге.
Упражнение №5. "Осознание словесного материала" (используется для тренировки как зрительной памяти, так и слуховой).
Цель этого упражнения - заставить детей поразмышлять о словах. Ведущий говорит: "Сейчас я буду читать (показывать) (в зависимости от тренируемого типа памяти) слова, услышав (увидев) каждое слово, представляйте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т.п.
Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом острым и сладким одновременно".
В качестве предварительной тренировки можно предложить детям сначала описывать вслух вызываемые при помощи чувств образы и лишь после этого переходить к работе "только в уме".
Упражнение №6. "Оживление".
К этому упражнению желательно переходить после того, как будут хорошо освоены предыдущие, т.к. оно требует сформированности умения переводить информацию в зрительный образ (навыка визуализации) и особой концентрации внимания, вызываемой осознанностью восприятия.
Предложите детям представить себе какого-либо зверя, животное. После того, как образ создан, попросите их "оживить" картинку, т.е. чтобы животное начало двигаться, жить своей жизнью в воображении. Пусть дети расскажут друг другу про своих зверей. Затем подведите итоги, чей рассказ оказался самым интересным.
После упражнений с живыми существами можно переходить к "оживлению" предметов. Упражнение выполняется сначала с закрытыми глазами, а потом с открытыми. Всего на различных занятиях предлагается для достижения хорошего результата оживить 50 живых существ и 100 предметов. Можно провести это упражнение в качестве игры в волшебника: ребенку предлагается стать волшебником, способным оживлять при помощи волшебной палочки все, что угодно. Например, он касается в своем воображении предмета, и тот оживает, затем "волшебник" рассказывает всем, что он видит; после роли меняются.
Все приведенные выше упражнения способствуют записи информации, что необходимо для пользования кратковременной памятью. При этом данные памяти, идущие от восприятия, в соответствии с решаемой задачей дополняются данными, хранящимися в долговременной памяти. В то же время, чтобы воспоминания кратковременной памяти перешли на длительное хранение, т.е. в долговременную память, они должны подвергнуться специальной обработке - структурированию и упорядочиванию.
Таким образом, становится ясно, что подобный процесс передачи невозможен без участия в нем мыслительных операций. Первичная обработка по систематизации и классификации запоминаемых объектов происходит с помощью операций установления сходства и различий, при обязательном участии эмоциональной сферы. Это обеспечивает деление информации на категории (для удобства хранения) и снабжает ее опознавательными сенсорными знаками, облегчающими извлечение из памяти.
В связи с этим работа по тренировке долговременной памяти должна начинаться с необходимости развития у детей умения сравнивать запоминаемые предметы, находить в них черты сходства и отличия.
Группа №3: Упражнения на развитие операций установления сходства и различий, анализа деталей и их синтеза.
Упражнение №7.
Все анализируемые предметы исследуются по одной и той же схеме:
от эмоций к логике. Приведем план такого анализа.
1. Эмоциональное восприятие предмета.
"Посмотри, какое он производит на тебя впечатление? Как тебе нравятся его цвет, форма, те предметы, которые его окружают, выделяются на общем фоне?"
Подобные вопросы взрослого должны натолкнуть ребенка на анализ его эмоциональных реакций. Задача ведущего - вовлечь ребенка в активный процесс восприятия, в который сознательно включается эмоциональный фактор, гарантирующий лучшую долговременную запись в памяти. Постарайтесь выяснить, что произвело на ребенка самое яркое впечатление.
2. Анализ вызванных эмоций.
"Скажи, этот предмет тебе приятен или нет? Он тебя раздражает или успокаивает? Кажется впечатляющим или бесцветным? Грустным или забавным? Увлекательным или скучным?"
Учите ребенка прислушиваться к своим эмоциям, разбираться в них. Такого рода размышления о вызываемых эмоциях способствуют лучшему закреплению следов в памяти.
Логическая часть. Простая стратегия анализа позволит сосредоточиться на главных, особо значимых аспектах.
3. Установление общего смысла.
"Посмотрите на предмет. Что это за предмет? Как он называется?"
4. Рассматривание с точки зрения композиции.
"Посмотрите, какие использованы краски, дополнительные элементы, выгодно отличающие предмет? Что находится на переднем плане? и т.д."
Постарайтесь своими вопросами вовлечь ребенка в пространственное восприятие объекта.
5. Анализ деталей.
Теперь вы должны найти с детьми наиболее значимые элементы, дающие специфическую информацию о предмете. Углубитесь в описание, сосредоточиваясь на отдельных деталях. Этот этап может быть более или менее сложным в зависимости от количества деталей, которые должны запомнить дети.
6. Синтез.
"Закройте глаза и попробуйте мысленно представить себе исследованный объект. Скажите, что вы четко видите на своей картинке? Возьмите карандаши (краски) и нарисуйте, как вы его запомнили".
В заключение можно сравнить полученные рисунки. Для упражнений в приведенном выше анализе используются предметы, доступные в ваших условиях:
- фрукты или овощи; начните с одного объекта, постепенно переходя к сравнению нескольких одного и того же семейства;
- цветы и растения;
- деревья; исследуйте с их общую форму, крону, ветки, листья, цветки, плоды или сережки (если имеются);
- животные (например, кошки, собаки, птицы);
- близкие окрестности (близлежащие улицы, парки и т.д.);
- люди; лица, голоса, привычки своих друзей, товарищей.
Упражнение №8.
Ребенку предлагают запомнить предметы, изображенные на 3-4 картинках, и назвать их по памяти. Затем он должен отыскивать их изображение на 10-12 похожих картинках, но беспорядочно разбросанных. Это же упражнение можно использовать для узнавания букв или цифр, применяя специально изготовленные карточки или кассу букв и цифр.
Постепенно количество запоминаемых картинок можно увеличивать.
Описанные выше упражнения помогут детям научиться упорядочивать запоминаемую информацию. Для извлечения же информации необходимо "ушко", или "ниточка", за которую ее можно было бы вытаскивать. Таким инструментом являются ассоциации. Ассоциация - это психический процесс, в результате которого одни представления и понятия вызывают появление в уме других. Например, вспомнили про праздник Новый Год - и сразу в сознании всплыли представления о елке, фейерверке, Снегурочке с Дедом Морозом…
Обычно ассоциации устанавливаются скорее интуитивно, чем логично, хотя сама подобная работа невозможна без умения находить сходства или различия. Именно поэтому упражнения предыдущей группы должны быть проработаны особенно тщательно. Тренировке же умения устанавливать связи (ассоциации) между элементами материала посвящены упражнения четвертой группы. Здесь же приводятся задания на развитие ассоциативного мышления, умения подбирать конкретные зрительные образы к абстрактным понятиям, а также описывается мнемотехнический прием "нелогичные ассоциации" для запоминания не связанных между собой слов.
Группа №4: Упражнения, направленные на развитие способности устанавливать связи (ассоциации) между элементами материала.
Упражнение №9. "Двойная стимуляция памяти".
Перед ребенком раскладывают 15-20 карточек с изображением отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т.д.). Ребенку говорят: "Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону". Затем читается первое слово. После того, как ребенок отложит картинку, читается второе слово и т.д. Далее он должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему были названы.
Примерный набор слов:
пожар, завод, корова, стул, вода, отец, кисель, сидеть, ошибка, доброта и т.д.
Упражнение №10.
Вы даете детям несколько слов, их необходимо перегруппировать, объединяя по какому-либо признаку, чтобы облегчить запоминание; а потом придумать историю, которая свела бы их вместе.
Упражнение №11.
"Посмотрите внимательно на рисунок. На нем представлены названия животных. Вообразите себе этих животных в местах, где помещены их названия, и придумайте историю, связывающую их между собой".
Затем рисунок закрывается, и дети должны на листке бумаги воспроизвести названия животных на их местах.

Методика развития памяти человека в любом возрасте
Александр Каменский, доктор биологических наук, предлагает простую методику.
Выберите для запоминания любимую поэму или текст, который давно хотели запомнить. Начинайте с запоминания одного стиха или одной строфы поэмы. Но заучите этот отрывок хорошенько, так, чтобы вы могли и быстро воспроизводить его, и понимать смысл заученного. Надо стараться запоминать не только слова, но и то, как они выглядят в книге.
На следующий день припомните и повторите вслух выученный вчера отрывок. Затем выучите следующий и повторите оба отрывка вместе.
На третий день повторите выученное, заучите третий отрывок и, присоединив его к первым двум, повторите все вместе.
Эта методика называется «системой накопления». Упражнение нужно выполнять в течение месяца, заучивая по 4-6 строк ежедневно и каждый раз повторяя все выученное.
|